Ersil
художник
Я бы забросила, но жизнь всё время напоминает, а подчас и я сама нахожу для себя что-то новое и удивительное.


Часть 2

5 ключей к мастерству

 



Вступление



Человеческий индивид приспособлен к тому, чтобы учиться, и
продолжать обучение от рождения и до самой смерти, и это как раз то, что
отделяет человека от всех других известных форм жизни. В разные времена
человека называли животным-строителем, рабочим животным и сражающимся животным,
но все эти определения неполны и в конечном счете неверны. Человек – это
обучающееся животное, и в этом простом определении заключается главная
особенность нашего вида.



В этом свете, приобретение навыков, не заложенных
генетически, лучше всего характеризует любую человеческую деятельность. Первое
и лучшее из этих приобретений никогда не требует никаких формальностей; мир сам
по себе это уже достаточная школа. Мы все начинаем путь мастерства в раннем
детстве, когда начинаем учиться ходить или говорить. Каждый взрослый или
старший ребенок вокруг нас – учитель языка – такой учитель, который улыбается
успехам, прощает неточности и не надоедает лекциями (то есть, лучший учитель). Мы встаем в правильную позицию и начинаем
двигаться на двух ногах с помощью той же поддержки, позволяющих (а не
запрещающих) инструкций, вместе с немедленной и решающей помощью гравитации –
главного учителя. Кроме того, люди генетически предрасположены к языку и
передвижению на двух ногах.

 



Рано или поздно мы сталкиваемся с необходимостью изучать
навыки, для которых не существует поддерживающей окружающей среды, к которым мы
генетически не предрасположены (вряд-ли скоростные истребители или концертные
рояли участвовали в ранней эволюции homo sapiens). Чем дальше мы продвигаемся в подростковые и взрослые
годы, тем важнее для нас найти собственные двери к мастерству. Главы 5-9 представляют собой 5 ключей, чтобы открыть
эти двери.



 



Глава 5



Ключ 1: инструкция

 



Есть навыки, которые можно выучить самостоятельно, а
некоторые можно попытаться выучить, но если вы собрались предпринять
путешествие к мастерству, лучшее, что вы можете сделать – обеспечить себя
первоклассной инструкцией. Самоучки
всегда на рискованном пути. У него есть
преимущества: вы наслаждаетесь незнанием о том, что не может быть сделано; вы
можете вырулить на благодатную почву, которую до этого обходили исследователи,
следующие основной линии. Некоторым
самоучкам – Эдиссону например, или Букминстеру Фуллеру – это удалось.
Большинство же потратило свои жизни на изобретение колеса, упуская из внимания
то, что ещё не открыто. Даже те, кто со временем преодолеет традиционный стиль
мышления или действий, должны знать, что они преодолевают.

 



Инструкция приходит к нам в разных видах. Для обучения
большинству навыков, нет ничего лучше, чем оказаться в руках мастерского
учителя, для индивидуальных занятий или занятий в маленьких группах. Но
существуют также и книги, фильмы, аудиозаписи, обучающие программы, симуляторы
(симуляторы полета, например), занятия в больших группах, школы, умные друзья,
советники, бизнес ассоциации, даже «улица». И все же индивидуальный тренер
может послужить стандартом для всех форм обучения, и стать первым и самым ярким
маяком на пути к мастерству.

 



Поиск хорошей инструкции начинается с изучения «родословной»
и достижений. У кого учился ваш учитель? У кого учился его учитель? И так до
доисторических времен, когда индивидуальная идентичность исчезает в мифах о
первых начинающих. Это может быть весьма причудливым исследованием в век,
который позволил практически полностью разгадать историю, и все же это хорошее
дело. Даже у видеокассет, компьютерных программ и книг есть свои предки.

 



Уважение к достижениям все же не должно ослепить вас и не
оставить больше вопросов. Инструктор, который демонстрирует свои два черных
пояса и звание чемпиона мира в легком весе в разных боевых искусствах, в обоих
может оказаться не самым лучшим учителем. Джон МакЭнрой на закате жизни может превратиться в
отличного учителя, но может и нет. Тактика обучения, которую может предложить
Нобелевский лауреат, может серьезно повредить начинающему физику. На самом деле
это серьезный вызов – переучиться из топового деятеля в первоклассного учителя.
Инструктирование других требует изрядного смирения; в идеале учитель рад быть
превзойденным своими учениками. Тренер гимнастики Бела Кароли наверное тяжело
потрудился над движениями, которым она научила Надю Команеси из Румынии и Мэри
Лу Риттон из США.

 



Чтобы более ясно составить своё представление об учителе,
посмотрите на его студентов. Они – плод его работы. Если возможно, посетите
лекцию или поприсутствуйте на занятии, прежде чем выбирать учителя.
Сфокусируйтесь на учениках. Даже точнее, на взаимодействии. Действует ли
учитель через похвалы или проклятья? Существует вид учителя, часто воспеваемый
в мифах, известный абсолютным минимумом поощрения. Когда эта обучающая тактика
работает, согласно принципам экономики, поощрение становится настолько ценным,
что даже скупой кивок воспринимается как высшая похвала. Что действительно не
работает, не смотря на некоторую романтизацию – это унижение, презрение, разнос
– все, что уничтожает уверенность и самооценку ученика. Даже скупой на похвалу учитель должен
разными путями показывать уважение к ученику, чтобы добиться долгосрочного
результата. Лучший учитель в общем стремится отметить удачи ученика хотя бы
также часто, как неудачи, совершенно так, как тренер Джон Вуден, возможно,
величайший баскетбольный тренер всех времен. Вуден старался поддерживать
примерно равное соотношение между подбадриваниями и исправлениями, и всё это с
невероятным энтузиазмом.

 



Вернемся опять к студентам, к взаимодействию. Получают ли
более талантливые и продвинутые ученики все блага? Как насчет непонятливых,
неуклюжих, новичков? Может быть вы ищете преподавателя, который работает только
с лучшими, только с будущими чемпионами. Такие учителя существуют, и они
выполняют важную функцию, но смысл преподавательской работы лежит в возможности
работать эффективно и с энтузиазмом с новичками и служить проводником на дороге
мастерства для тех, кто не так быстр или талантлив, как принято считать нормальным.
Можно считать это альтруизмом, но это нечто большее. Участие в первых шагах новичка, и в его
ошибках в обучении новым навыкам – это изучение на более глубоком уровне не
только самих навыков, но и процесса познания мастерства. Знание,
компетентность, практические навыки и рекомендации важны, но без терпения и
сочувствия, которые приходят с обучением новичков, всё это ничего не значит.



@темы: мастерство